Оформление доверенности на получение пенсии производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 185 ГК РФ: доверенность может быть удостоверена нотариально, а также организацией, в которой учится или работает доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
В соответствии со статьей 186 ГК РФ срок доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня его свершения. Доверенность, в которой не указана дата свершения, ничтожна.
В доверенности на получение пенсии должны быть обязательно указаны ФИО доверяемого и доверителя; паспортные данные; период, на который выдана доверенность.
Доверенность заверяется печатью, подпись заверившего доверенность должна быть расшифрована.
Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения пенсии (п. 6 ст. 18 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года).
К числу основных способов подтверждения пенсионером факта регистрации по месту получения пенсии можно отнести следующие:
- посредством предоставления в территориальный орган ПФР как лично, так и по почте (или другим возможным способом) соответствующего заявления;
- личное получение пенсионером пенсии в течение двенадцатимесячного периода действия доверенности;
- путем предоставления выписки из паспорта или заменяющих его документов, составленной самим пенсионером, подлинность которого засвидетельствована нотариусом или должностным лицом консульского учреждения Российской Федерации.
Самым распространенным способом подтверждения пенсионером факта регистрации, как правило, является заявление.
Указанное заявление может быть предоставлено в Управление ПФР пенсионером не только явочным порядком. В тех случаях, когда пенсионер не имеет возможности лично явиться в Управление ПФР по месту получения пенсии (по состоянию здоровья, длительного отсутствия и т.д.), его следует уведомить о необходимости предоставления в Управление ПФР письменного заявления по почте. При этом не исключается возможность передачи такого заявления через представителя пенсионера (доверенное лицо, имеющее на это соответствующее полномочие).
В заявлении указываются сведения об адресе места жительства или места пребывания (фактического проживания) пенсионера на основании соответствующих документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (пребывания), реквизиты паспорта (либо другого документа, удостоверяющего личность) самого пенсионера и его доверенного лица.
В том случае, если пенсионер не предоставил в установленные сроки необходимые сведения, управлением ПФР направляется письменное сообщение в организацию почтовой связи о выдаче пенсии лично пенсионеру.