Словарь юридических терминов на букву: З

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА- совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ- название однопалатного парламента в Сальвадоре, а также законодательного органа в ряде субъектов РФ: республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ- см. Референдум.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС- порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОРФ называет М.к. "основным" хозяйственным обществом. Понятие М.к. широко используется в зарубежном законодательстве о компаниях (корпорациях), а также в налоговых актах. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов- 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т.д.). В РФ понятием "З." обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Однако состав 3. для каждой отрасли права имеет свои особенности.
ЗАКОНОПРОЕКТ- текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.
ЗАКОНОСОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ-особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Образуются главным образом в абсолютных монархиях (напр., Федеральное национальное собрание в ОАЭ), иногда в конституционных монархиях (напр., Национальное собрание в Кувейте), где по порядку формирования и процедуре деятельности могут напоминать парламентские учреждения.
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ- совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Ограничивая выбор средств и методов вооруженной борьбы, запрещая наиболее жестокие из них, устанавливая уголовную ответственность за военные преступления, 3. и о.в. объективно содействуют гуманизации войны, ограничению масштабов вооруженных конфликтов.
ЗАКРЫТИЕ АККРЕДИТИВА- запись о прекращении операций по выдаче денег по аккредитиву.
ЗАКРЫТИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ- прекращение права распорядителей кредитов расходовать бюджетные ассигнования, предусмотренные по сметам (бюд-жетам) текущего года.
Страницы: 1   ...  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   ...  18

Наш адрес:

155383, г. Омск, ул. Строителей, д. 5

Наш телефон:

35-93-39

Время работы:

Пн. - Чт.   9:00-19:00
Пт.   9:00-18:00
Сб.- Вс. выходные дни