Официальное письмо

Важно понимать, что письмо это всего лишь оболочка для передаваемой информации. И если вам требуется составить хорошее письмо, кроме формы письма важно обратить и на содержание. Мы же в данном обзоре ограничимся описанием формы письма.

Официальные письма пишутся на специальных бланках, соответствующих стандарту. Для таких бланков установлен комплекс обязательных элементов (реквизитов), которые должны располагаться в определенном порядке.

По содержанию и назначению письма могут быть подразделены на следующие виды:

  • инструкционное письмо
  • гарантийное письмо
  • деловое письмо
  • рекомендательное письмо
  • официальное письмо
  • информационное письмо
  • сопроводительное письмо
  • благодарственное письмо
  • рекламное письмо
  • коммерческое письмо
  • рекламационное письмо
  • письмо - запрос
  • письмо - извещение
  • письмо - приглашение
  • письмо - ответ
  • письмо - благодарность
  • письмо соболезнование
  • письмо о сотрудничестве
  • письмо-просьба
  • письмо-жалоба
  • прощальное письмо при увольнении
  • письмо-напоминание
  • спонсорское письмо
  • письмо-извинение
  • письмо-отзыв
  • письмо-подтверждение
  • письмо-требование
  • письмо о смене реквизитов
  • письмо ходатайство
  • и т.д.

Бланк официального письма часто представляет собой лист бумаги с нанесенными типографским способом постоянными элементами. Но в последнее время типовые бланки используются все реже, ведь письмо со всем оформлением можно распечатать на принтере. Можно сказать, что официальное письмо состоит из «рамы» письма и основного текста и содержит помимо основного текста информацию об адресанте: полное и сокращенное название организации-отправителе, ее почтовый и телеграфный адрес, номер телефона, факса и телетайпа, номер того письма или телеграммы, которые послужили поводом для переписки, и многое другое. Бланки могут быть как с угловым, так и с продольным расположением реквизитов.

Оформление бланка, должно соответствовать принципам технической эстетики, что в свою очередь  положительно влияет на восприятие его содержания. Учитывая свойство человеческого глаза легче фиксировать верхнюю часть любого объекта, при оформлении документов следует их верхнюю часть делать более насыщенной, а нижнюю — более «устойчивой».

В стандартах на формуляры-образцы устанавливаются форматы и размеры полей документов, входящих в состав унифицированной системы документации, а также требования к построению конструкционной сетки формуляра-образца, реквизиты и правила их расположения. Документы, входящие в состав унифицированных систем документации, состоят из трех основных частей, которые располагаются в пределах четко разграниченных зон. Такая компановка документа обеспечивает необходимую быстроту восприятия его текста.

Реквизиты являются обязательными признаками, установленные законом или положениями для отдельных видов документов. Состав и расположение реквизитов на бланках организационно-распорядительных документов должны соответствовать соответствующим стандартам. Ранее эти стандарты регламентировались ГОСТом 6.38-90, в настоящее время используется ГОСТ Р.30-2003.

Введение стандарта на формуляр-бланк, который, в свою очередь, определяет требования к бланку официального письма, вызвано необходимостью унифицировать процесс его оформления, это позволяет:

  • организовать централизованное изготовление бланков для писем;
  • уменьшить стоимость машинописных работ;
  • сократить трудозатраты на составление и оформление писем;
  • облегчить визуальный поиск необходимой информации;
  • расширить возможности применения вычислительной и организационной техники при обработке писем.

Формуляр-образец является основой для конструирования формуляров и бланков всех видов управленческой документации. Площадь, отводимая формулярам-образцам для расположения каждого реквизита, соответствует оптимальному объему этого реквизита в печатных знаках.

Согласно ГОСТ 6.38-90, документы могут содержать (в зависимости от назначения) до 31 реквизита. Однако ни один документ не оформляется полным набором реквизитов. Для каждого вида документа определен их состав в зависимости от назначения документа. Так, для официального письма рекомендуется следующий состав реквизитов:

  1. Государственный герб (для государственных предприятий);
  2. Логотип или эмблема организации;
  3. Код предприятия по ОКПО (для внутриреспубликанской переписки), если он есть;
  4. Код документа по ОКУД (если имеется);
  5. Наименование организации (полное и сокращенное);
  6. Почтовый и юридический адрес;
  7. Номер телефонов;
  8. номер факса;
  9. Банковские реквизиты;
  10. Дата;
  11. Индекс документа (регистрационный номер);
  12. Ссылка на индекс и дату входящего документа;
  13. Адресат;
  14. Заголовок к тексту;
  15. Текст;
  16. Подпись;
  17. Фамилия и телефон исполнителя.

При необходимости могут быть также приведены адреса электронной почты и веб сайтов организации.

Совокупность реквизитов официального письма называется формуляром. Реквизиты (1)-(9) печатаются, как правило, типографским способом.

Официальное письмо является единственным документом, на котором не ставится название его вида. Все остальные документы имеют названия, например «Приказ», «Акт», «Решение», «Докладная записка» и т.д.

Наименование организации — адресанта документа дается в полном и сокращенном виде, например, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела - ВНИИДАД. Стоит отметить, что требования к официальным письмам варьируются от организации к организации, в тоже время государственные учреждения должны следовать ГОСТам в оформлении официальных писем.


Файл: Скачать
Загрузил на сервер: сергей кипоть (29.10.2008 в 23:16)
Файл скачали: 83 раз.

Наш адрес:

155383, г. Омск, ул. Строителей, д. 5

Наш телефон:

35-93-39

Время работы:

Пн. - Чт.   9:00-19:00
Пт.   9:00-18:00
Сб.- Вс. выходные дни